Как научить ребенка первоклассника различать род существительных

Речь детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех ее компонентов: фонетика — фонематического, лексического и грамматического. Для грамматического строя речи таких детей характерно неумение образовывать новые формы слов, неправильное употребление окончаний, неточное использование или отсутствие в речи предлогов. Такой аргамматизм, как отсутствие правильного согласования прилагательных (числительных) с существительными в роде и числе, прослеживается при ОНР у всех детей без исключения. Думается, наличие этого аграмматизма в совокупности с фонетика — фонематическим недоразвитием можно использовать диагностический признак ОНР. При этом согласование слов женского рода единственного числа, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода («небо голубая» вместо небо голубое), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множественного числа («флажки желтый» вместо флажки желтые). Я хочу вас познакомить с приемами работы, позволяющие устранить характерные, для детей с ОНР аграмматизм. На чисто практическом уровне дети сначала учатся различать род и число существительных, а затем у них развивается умение изменять окончание прилагательных, согласуя их с названием предмета. И так, нижеизложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание. Опыт показывает: работа по устранению данного аграмматизма будет результативной, если дети освоят следующую часть системы родного языка.

1-е звено

  • Определение рода существительного в единственном числе.
  • Определение числа (множественного) имени существительного.

2-е звено

  • Определение окончания (числительного) свойственному слову — признаку данного рода.
  • Определение окончания прилагательного, свойственного форме множественного числа.

При сложившейся практике работа по развитию у детей умения правильно согласовывать слова — признаки с существительными, начинается сразу со 2-го звена, т.е. от ребенка требуется, чтобы он правильно нашел окончание слова — признака, не давая ответа, почему именно это окончание надо употребить в конкретном случае.

Предлагаемая ниже методика предлагает последовательную работу над устранением данного аграмматизма, начиная с 1-го звена, дети включаются сначала в эту часть системы, а затем последовательно переходят к освоению 2-гозвена системы. При этом нужно, чтобы они определяли категорию рода понятиями мужской, женский, средний род, а также категории числа как единственное, множественное число.

Методика учитывает и то, что многие дети с ОНР не могут даже отраженно повторить за логопедом правильную форму слова — признака (особенно дети со сниженным интеллектом). Например, при просьбе повторить слово «красный» дети говорят вошедшее в привычку «красны». Делают паузу, затем добавляют звук «й». А некоторые дети, при сохранном звуке «й», — ный.

Предлагаемая методика позволяет не только устранить данный аграмматизм в устной речи детей с ОНР, но и предупредить их на письме, подготовить их к успешному усвоению правил правописания в школе, так он создает базу для правильного определения категории рода.

Сроки работы по данной методике с детьми разного уровня интеллектуального развития разные (при ОНР на фоне ЗПР эта работа будет длительной за счет трудностей на всех этапах обучения). Итак, всю работу по обучению детей правильному согласованию слов — признаков с существительными в роде и числе можно разделить на 3 этапа.

1-й этап — подготовительный.

Задачи: — Учить детей соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительные множественного числа с местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

— закрепить слитное произнесение сочетаний типа — най, — мый, и других, а также слов, заканчивающихся на «й» отраженно.

Лечитесь ли Вы сами и своих детей или ходите сразу к врачу?
Сразу идем к врачу, потому что может быть что симптомы одинаковы, а болячка разная.
54.24%
Сами смотрим, изучаем и лечимся сами.
27.12%
Только если свое лечение не помогло или не очень, только тогда идем к врачу.
18.64%
Проголосовало: 118

На этом этапе работа ведется с помощью предметных картинок и игрушек в такой последовательности:

— Первоначальна попросить детей посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые их окружают (кукла, машинка). Далее объясняется, что все названия предметов, все эти слова можно разделить на несколько групп. А чтобы предметы разделить на группы, к их названию нужно научиться подбирать подходящее слово: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

— Сначала картинки раскладываются на две группы по заданному образцу: «Вот груша. Слово груша можно заменить словом ОНА. Предметы, о которых мы говорим ОНА, будут составлять первую группу. А вот мяч — это слово можно заменить словом ОН. Предметы, о которых мы говорим ОН, будут составлять вторую группу».

Подобная работа идет с существительными среднего рода (ОНО). И только после того, как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (ОН, ОНА, ОНО), добавляется четвертая группа. Сначала объясняется, что когда предметов не один, а два и больше ( несколько шаров), то про эти предметы можно сказать ОНИ.

Первый этап работы создает базу для дальнейшей полноценной работы по устранению данного вида аграмматизма, в перспективе устраняет возможность ошибок у детей при определении рода и числа. Только после такой подготовительной работы можно переходить ко второму этапу, то есть непосредственно к обучению правильному согласованию прилагательных с существительными.

Читайте также:  Кровотечения алые на 15 недели беременности

Задача: — Обучить детей правильному согласованию слов.

Последовательность работы на этом этапе следующая:

— Перед детьми выставляются две группы картинок (ОН, ОНА). Сначала берется картинка из группы предметов «ОНА» (тарелка). Тарелка, она какая? С детьми выясняется, что на конце слова «какая» слышится «йа» и объясняется, что полоса — это слово, а в конце написана буква «я», то есть в слове какая на конце слышится «йа». Нужно детям запомнить эту букву, затем помещается полоска бумаги с буквой «я» под картинку группы «ОНА». Такая же работа проводится с группой предметов «ОН» и буквой «й».

Только после того, как дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного, картинки этих двух групп можно показать вперемешку. Такой прием позволяет детям лучше освоить систему согласования. Когда дети усвоят правильное согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода, добавляется группа картинок «ОНО», «ОНИ» и работа проводится аналогично.

Итогом работы второго этапа будет способность детей, глядя на картинку (игрушку) и давая определение предмету, правильно согласовывать прилагательные с существительными без предварительного деления слов на группы и использования условно — графической системы.

Задача: Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

— Сначала отрабатывается название цветов. Используются прилагательные всех родов и чисел. Затем с помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные. Здесь уместны игры типа «Скажи, какой», бросается мячик ребенку и говориться: «Блюдце из фарфора», ребенок, поймав мяч, дает ответ: «Блюдце фарфоровое» и посылает мяч обратно. Далее можно переходить к упражнениям, в которых решаются такие задачи:

— закреплять навык правильного согласования прилагательных с существительными;

— уточнять и расширить словарный запас;

— развивать связную речь детей.

Далее предлагается поработать над схемой натуральных предметов (игрушек).

Примерная схема описания:

Назвать предмет (это яблоко)

  • Цвет (оно красное)
  • Величина (маленькое)
  • Материал (-)
  • На ощупь (твердое, гладкое)
  • Форма (круглое)
  • На вкус (сладкое, вкусное)
  • Другие особенности (ароматное, сочное)

При составлении описания, дети могут использовать пальчики, загибая их по одному на каждый признак. Важно в конце третьего этапа является работа по пересказу детьми небольшого рассказа, заучивание стихотворения и загадок, насыщенных прилагательными. Например:

  • Черемуха.
  • Черемуха душистая,
  • Развесившись, стоит.
  • А зелень золотистая
  • На солнышке горит.
  • Круглый, снаружи зеленый, внутри красный, на вкус сладкий (арбуз).

Дети должны на только отгадать загадку, но и повторить характеристику данного предмета.

После проделанной работы по обучению детей правильному согласованию прилагательных с существительными в роде и числе, уже не требуется отдельных специальных занятий по обучению согласованию порядковых числительных с существительными, проведенная работа с прилагательными — антонимами создает хорошую базу для усвоения детьми наречий с противоположным значением (высоко — низко, громко — тихо).

Итак, выше изложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание.

Далее предлагается поработать над схемой натуральных предметов (игрушек).

• Знакомство со словоизменением существительных по родам;
• Практическое употребление существительных разного рода;
• Согласование местоимений он мой она моя оно моё с существительными;
• Расширение словарного запаса.
• Развитие зрительного внимания, восприятия, логического мышления.

Оборудование: три картонных домика, карточки с надписями ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ (такие же карточки у детей), предметные картинки, любая небольшая ёмкость (пластмассовый таз), игрушечная удочка( на карандаш прикреплён магнит), откопированные задания –карточки.

«4-ый лишний». На доске записаны слова:
Кот, бежит, мурлычет, спит;
Едет, стоит, ждёт, автобус.

Вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Дети вычёркивают слова (кот, автобус).

Л.: Почему эти слова лишние?
Д.: Слова автобус и кот называют предметы, остальные слова называют действия предметов.
Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус, кот?
Д.: Кто? Что?
Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
Д.: Имя существительное.
Л.: Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус? Почему?
Д.: Кот— кто? автобус-что? ( одушевлённые и неодушевлённые существительные).
Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?
Д.: Кот-коты, автобус-автобусы.
Л.: Когда мы произносим слово кот, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?
Д.: кот-мальчик.
Л.: Оказывается, слова-существительные можно разделить на группы не только одушевлённые и неодушевлённые, но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

1. Логопед читает сказку из книги В. Волиной «Весёлая грамматика» «Как у существительных род появился».

«Из этой истории вы узнаете, как у существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что даже сама королева Грамматика их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён.»
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они очень были. Услышали про указ королевы и бросились делить между собой слова. Слов много, а жизнь коротка. Делили они делили, пока смерть им не помешала. так и не разделили до конца все слова. пришла королева Грамматика и постановила: «Те слова, которые взял себе муж, пусть будут МУЖСКОГО рода. Там оказались слова – стул, кот, снег и многие другие. Те слова, которые взяла себе жена, пусть будут ЖЕНСКОГО рода. Там оказались слова- ручка, парта, кошка и многие другие слова. А те слова, которые остались неразделёнными пусть будут СРЕДНЕГО рода. Там оказались слова – море, солнце, окно, сердце и многие другие. Вот так и появился у существительных род.»

Читайте также:  На 16 недели не видно живота

На доске вывешиваются ( по ходу чтения сказки) три домика, в первом домике в окошке –мальчик, подписано на крыше М.Р., во втором домике лицо девочки и подписано Ж.Р., в третьем домике- пустое окошко, подписано на крыше- СР.Р.

Л.: Чтобы нам разобраться, куда, в какой домик пойдут слова-существительные, нам будут помогать слова-помощники

На доске вывешиваются данные слова-помощники над домиками. И детям раздаются аналогичные карточки со словами-помощниками.

Весёлые рифмы.
Род мужской конечно МОЙ:
Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,
То, про что скажу –МОЯ:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь она моя.

Средний род-ОНО, МОЁ:
Моё окно, село моё.

Логопед называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.
Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.

Детям предлагается по-очереди «поймать» удочкой предметную картинку, с помощью слов-помощников определить род и прикрепить картинку на доске под соответствующим домиком.

Предметные картинки: волк, молоток, сова, груша, окно, лук, ведро, шкаф, пила, лиса, яйцо, солнце. (можно другие). Дети по два раза «ловят» слово.

Пальчиковая гимнастика с самомассажем: «Здравствуй Большак, здравствуй Указка, здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка, здравствуй Крошка-Митрошка, здравствуй, здравствуй моя Ладошка. (то же и на другой руке)

Данные слова ( названия предметных картинок) дети записывают в три группы: Ж.Р., М.Р., СР.Р.

(любая) Мы закроем все тетрадки
И приступим к физзарядке,
Руки за спину кладём,
По тропинке все идём.( ходьба по комнате)
А теперь все дружно встали,
Не устали? (не устали)!
Нам так, то в лес шагаем,(ходьба на месте)
Ручеёк в пути встречаем. (изображаем ручеёк, наклоны влево, вправо)
Повернулись раз-два, где ж заветная тропа?(повороты влево, вправо)
Снова вышли на дорожку,(ходим по комнате)
Там нарвали груш немножко (наклоны)
Наклонились и присели,
Отдохнуть за парты сели.

Задание: разложи предметы в чемоданчик. Сначала детям предлагается рассмотреть слова на карточке, назвать их, раскрасить в один цвет чемоданчик с надписью М.Р., например, в синий цвет и слова-существительные мужского рода так же в синий цвет. Соответственно со словами женского и среднего рода в другие цвета.

Когда слова «разложены» в чемоданчики, записать их в тетрадь.
Ж.Р.____________________
М.Р.________________________
СР.Р._______________________

У детей карточки с изображением пронумерованных слогов. Логопед предлагает шифр на доске, а дети расшифровывают это слово, находя слоги по заданным номерам.

Назвав слово, называют род этого существительного.

21-104 (мо-ре), 46-23 (ки-но), 14-3-1 (па-на-ма), 32-13-6 (со-ба-ка)
Дети сами могут зашифровать своё слово и предложить его другим .
(по желанию, по времени и состоянию детей можно записать слова в тетради)

• Ещё раз рассмотреть домики и предметные картинки под ними, назвать слова, определить род;
• Назвать слова-помощники ;
• Что было интересного, трудного на занятии?
• Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных? (ответы детей).

Литература: Логопедическая тетрадь Мазановой Е. В., Волина В. «Весёлая грамматика».

Л.: Почему эти слова лишние?
Д.: Слова автобус и кот называют предметы, остальные слова называют действия предметов.
Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус, кот?
Д.: Кто? Что?
Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
Д.: Имя существительное.
Л.: Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус? Почему?
Д.: Кот— кто? автобус-что? ( одушевлённые и неодушевлённые существительные).
Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?
Д.: Кот-коты, автобус-автобусы.
Л.: Когда мы произносим слово кот, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?
Д.: кот-мальчик.
Л.: Оказывается, слова-существительные можно разделить на группы не только одушевлённые и неодушевлённые, но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

Попробуйте так : к имена существительным женского рода можно добавить слова «она, моя»; к именам существительным мужского рода — «он, мой» ; к существительным среднего рода — «оно, моё». А если уж совсем проще, то можно, называя существительное, спросить ребёнка : это мальчик или девочка? Парта — девочка, значит, женский род. Кусок — мальчик , значит, мужской род. Облако — не то и не то, значит, средний род.

Попробуйте так : к имена существительным женского рода можно добавить слова «она, моя»; к именам существительным мужского рода — «он, мой» ; к существительным среднего рода — «оно, моё». А если уж совсем проще, то можно, называя существительное, спросить ребёнка : это мальчик или девочка? Парта — девочка, значит, женский род. Кусок — мальчик , значит, мужской род. Облако — не то и не то, значит, средний род.

наталья литовкина
Конспект логопедического занятия «Род имен существительных»

Читайте также:  Какой вес может поднимать 3 летний ребенок

Конспект логопедического занятия

Тема. Род имен существительных.

Цель: Расширить представление учащихся о роде имен существительных путем подстановки местоимения и по его окончанию; развивать внимание, быстроту мышления, речевой слух учащихся.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Калиграфическая минутка

— Назови имена прилагательные, глаголы, которые начинаются со звуков

-Назовите существительные, одушевленные, нарицательные и т. д.

Быль за сказкой не угонится.

Быль-то, что было в действительности.

-Назовите орфограммы корня.

-Разберите слово по составу.

Разберите слово сказка по составу. Подберите однокоренные слова.

-Объясните смысл пословицы.

2. Мотивация учебной деятельности

— Какие бывают сказки, (о животных, волшебные)

— У вас в гостях находятся сказочные герои, которые помогут нам узнать много интересного об имени существительном.

3. Сообщение темы и задач урока

Как вы думаете какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: род имен существительных

Перед нами стоят такие задачи.

Знать: как определять имен существительных.

Уметь: применять знания на практике.

4. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Беседа логопеда

Прямо из сказки к нам заглянули:

-Какую недавно проходили на уроке чтения? (Зайкина избушка. Тетерев и лиса)

— Как определить род имени существительного?

И опять скажу: «Он –мой!»

2. Работа у доски с комментированием.

Пользуясь алгоритмом, запишите имена существительные в три столбика.

Назовите окончания имен существительных женского, мужского, среднего рода.

— Подберите имена прилагательные к слову класс.

— Часто в сказках используют пословицы и поговорки.

Выполнение упр. 428 (с. 45)

5. Обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа на выбор.

От данных существительных образуйте имена существительные женского рода, выделите суффиксы. Максимальная оценка – 11 баллов.

Спишите, исправляя ошибки. Максимальная оценка 12 баллов

Проверка, вопросы по группам.

-Какой суффикс помог образовать слова другого рода?

-Какая часть речи помогла исправит ошибки?

Учитель-логопед показывает карточки.

Учащиеся называют имена существительные.

Подобрать к предложенному алгоритму по 10 имен существительных каждого рода.

1-я группа: одушевленные существительные женского рода

2-я группа: неодушевлённые существительные женского рода

3-я группа: одушевлённые существительные мужского рода

4-я группа неодушевленные существительные мужского рода

5-я группа: неодушевленные существительные среднего рода

Вернемся к задачам нашего урока.

-Какого рода могут быть имена существительные?

— Как определить род имен существительных?

— Всегда ли род можно определить по окончанию?

— К какому роду относятся существительные няня, дядя, имя?

— Как вы определяете род существительных?

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект игры-занятия по развитию речи с использованием имен-признаков «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей выделять имена.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: — автоматизировать звук [Р] в словах; — развивать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] — [Ш].

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

— Часто в сказках используют пословицы и поговорки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

Образовательная: способствовать формированию умения определять род имён существительных.

Развивающая: содействовать развитию умения определять род имён существительных;

Воспитательная: создать условия для воспитания учебной активности и умения работать в коллективе.

  • совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки;
  • способствовать развитию речи учащихся, орфографическую зоркость, мышление;
  • воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
  • получат знания о постоянных признаках существительного;
  • научатся определять род существительных .
  • научатся владеть логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  • научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.
  • научатся определять род существительных.
  • отработают навык ведения диалога;
  • будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  • будут содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  • научатся оценивать результат своей учебной деятельности;
  • научатся вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  • научатся проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • Осознают ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Материально- техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, учебники.

  • получат знания о постоянных признаках существительного;
  • научатся определять род существительных .

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623662/http://logoped18.ru/logopedist/zanyatiye-logopeda-po-teme-rod-imon-sushchestvitelnykh.phphttp://www.bolshoyvopros.ru/questions/1734834-kak-nauchit-rebenka-razlichat-rod-suschestvitelnyh.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/rod-imen-suschestvitelnyh.htmlhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/01/15/rod-imen-sushchestvitelnyh

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.

Оцените статью
Воспитание и рождение детей - лучшие советы маме