Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (grimace

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

Лечитесь ли Вы сами и своих детей или ходите сразу к врачу?
Сразу идем к врачу, потому что может быть что симптомы одинаковы, а болячка разная.
53.51%
Сами смотрим, изучаем и лечимся сами.
27.19%
Только если свое лечение не помогло или не очень, только тогда идем к врачу.
19.3%
Проголосовало: 114

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. овый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

• Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

• Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

• Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

• При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

овый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

овый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

овый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 — ладонно-ротовой;
2 — хоботковый;
3 — поисковый;
4 — сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

• Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

• Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки — I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

», ‘clear’ => », ‘margin_top’ => », ‘margin_bottom’ => », ‘padding_top’ => », ‘padding_bottom’ => »), array(), array()) —>

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова , сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 — 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Читайте также:  Надуло плечо как лечить беременной

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
• Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

• Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

• Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» — поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

», ‘clear’ => », ‘margin_top’ => », ‘margin_bottom’ => », ‘padding_top’ => », ‘padding_bottom’ => »), array(), array()) —>

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

В статье рассматривается нейропедиатрический подход к периоду новорожденности.

The article covers neuropediatric approach to neonatal period.

Детским неврологам следует иметь четкое представление о физиологическом течении неонатального, а в особенности раннего неонатального периода (0–7 дней). Осмотр нервной системы у детей в периоде новорожденности значительно отличается от оценки неврологического статуса у пациентов старше 1 месяца. Гораздо большее значение придается таким параметрам, как поза новорожденного, мышечный тонус, характер совершаемых ребенком движений, а также наличие примитивных безусловных рефлексов [1, 2].

Поза и тонус

Для здоровых новорожденных характерна флексорная поза, с неполным приведением к туловищу верхних и нижних конечностей. Пальцы рук обычно зажаты в кулачки с оппонированием большого пальца, а стопы занимают положение умеренного тыльного сгибания (угол расположения стопы по отношению к голени — около 90–120о). Недоношенные дети обычно занимают положение на спине с вытянутыми вниз конечностями (экстензорная установка).

Обращают внимание на следующие постуральные аномалии:

  • поза лягушки (экстензорное положение конечностей с внут­ренней ротацией рук, свисающими стопами и отведением бедер) — при двигательных нарушениях периферического типа;
  • поза опистотонуса (голова запрокинута вследствие ригидности затылочных мышц, руки вытянуты вдоль туловища и сжаты в кулачки, ноги разогнуты в коленных суставах и перекрещены на уровне нижней трети голеней) — является следствием резкого повышения сгибательных мышц (при менингитах, субарахноидальных кровоизлияниях, билирубиновой энцефалопатии и т. д.);
  • поза фехтовальщика (голова повернута лицом к плечу, с этой стороны верхняя и нижняя конечности находятся в разогнутом состоянии, рука отведена в сторону, а противоположная рука отведена и согнута в плечевом суставе, контралатеральная нога — умеренно отведена в тазобедренном и согнута в коленном суставе) – при внутри­черепной родовой травме;
  • поза гончей собаки (голова слегка запрокинута, ноги резко согнуты в коленных/тазобедренных суставах и плотно приведены к животу) — в ряде случаев отмечается при гнойном менингите;
  • группы асимметричных поз (по гемитипу, по типу параплегии или по моно­типу).

Асимметричная поза по гемитипу (одностороннее разгибание конечностей со снижением мышечного тонуса) — возникает при супратенториальных внутричерепных кровоизлияниях и поражениях верхних сегментов шейного отдела спинного мозга.

Поза по типу параплегии: снижение тонуса может отмечаться как в верхних (поражение сегментов шейного отдела спинного мозга), так и в нижних (поражение спинного мозга на уровне поясничного отдела) конечностях. У некоторых новорожденных детей снижение мышечного тонуса верхних конечностей сопровождается гипертонусом в сгибателях и приводящих мышцах бедер, что указывает на наличие поражения на уровне верхних сегментов шейного отдела спинного мозга.

Асимметричная поза по монотипу (снижение двигательной активности и мышечного тонуса в одной конечности при физиологическом положении остальных) – характерна для поражения спинного мозга.

Варианты мышечного тонуса: нормальный (нормотония), сниженный (гипотония) или повышенный (гипертонус, спастичность, ригидность). В ходе осмотра отмечается симметричность или асимметрия мышечного тонуса.

Признаки акушерского пареза/паралича обусловлены типом родовой травмы периферической нервной системы. Так, при параличе руки Дюшенна–Эрба (верхний тип) у новорожденных отмечается выраженная мышечная гипотония, свисание пораженной конечности (наряду с ограничением подвижности в плечевом и локтевом суставах), а при параличе руки Дежерина–Клюмпке (нижнего типа) гипотония в конечности сочетается с нарушениями подвижности в пальцевых и лучезапястных суставах [1, 2].

Патологическое положение кистей рук и стоп

Симптом «когтистой» («птичьей») лапки (веероподобное положение пальцев верхних конечностей) возникает при повышении тонуса разгибателей пальцев рук. Раскрытые кисти рук («тюленьи лапки») могут указывать на церебральную ишемию в сочетании с внутричерепной гипертензией. Симптом «обезьяньей» кисти (приведение большого пальца к ладонной поверхности при сгибательном положении первых фаланг остальных четырех пальцев руки) встречается при перинатальных поражениях нервной системы различной этиологии.

Патологическое положение стоп сводится к четырем основным вариантам: вальгусная установка (отклонение стопы в латеральном направлении); варусное положение (отклонение стопы в медиальном направлении); пяточное положение (тыльное сгибание стопы); а также так называемая «свисающая» стопа (возможно поражение спинного мозга на уровне поясничных сегментов или нервных стволов) [1, 2].

Движения

Флексорные движения, присущие новорожденным детям, являются продолжением внутриутробных движений плода. Особенностью детей в неонатальном периоде может служить физиологический тремор, который необходимо отличать от патологического (последний обычно бывает мелко­амплитудным).

В норме совершаемые новорожденными детьми движения выглядят симметричными и характеризуются относительной спонтанностью. В состоянии бодрствования новорожденные должны демонстрировать спонтанные движения во всех конечностях. У некоторых новорожденных отмечаются дрожательные движения, которые практически неотличимы от судорог.

В неонатальном периоде судороги клинически многообразны и варьируют по своим проявлениям от классических тонико-клонических до облизывания губ и педалирования нижними конечностями до апноэ.

Акушерский паралич приводит к отсутствию/значительному ограничению движений в пораженных конечностях.

Тремор — мелкие ритмичные не­контролируемые движения эквивалентной амплитуды с участием мышечных агонистов и антагонистов. Низко­частотный высокоамплитудный тремор конечностей и подбородка считается нормой для детей первых недель жизни (особенно в виде реакции на стимуляцию), но не по завершении периода новорожденности [1, 2].

Зрительный анализатор

Несовершенство зрительного анализатора – одна из отличительных черт неонатального периода. Так, новорожденный ребенок не обладает предметным зрением (вследствие неполного развития больших полушарий), а подкорковое зрение характеризуется только светоощущением (световая чувствительность). Контрастная чувствительность сетчатки у новорожденных низка.

Взгляд у новорожденного ребенка первых дней жизни блуждающий, а движения глаз не согласованы, поскольку отсутствует конвергенция. Защитная реакция на приближение предмета к глазам (рефлекторное смыкание век) отсутствует. В первые дни жизни у них часто встречается асимметрия взора, когда один глаз открыт, а другой остается закрытым. Указанная асимметрия после 10-го дня жизни встречается редко.

Могут отмечаться физиологический нистагм (горизонтальный) и умеренный непостоянный страбизм. Для неонатального периода свойственны сравнительно медленные «саккадические» движения (скачки глаз для перевода взгляда на объект, появляющийся на периферии поля зрения).

Новорожденные способны отличать изогнутые формы от прямых, а горизонтальные полосы от вертикальных (начальное восприятие формы объектов). В конце периода новорожденности появляется рефлекс фиксации — основа развития центрального зрения. Взгляд ребенка направляется таким образом, что зрительный образ объекта проецируется на чувствительную часть сетчатки — макулу. После этого формируется рефлекс слежения — контролируемое ЦНС движение глаз, позволяющее удерживать изображение объекта на центральной ямке обоих глаз по мере его перемещения в пространстве. Новорожденные хуже фиксируют неподвижные предметы, чем движущиеся. К концу первого месяца жизни у детей формируется и закрепляется способность к равномерному движению обоих век. Острота зрения у новорожденного ребенка составляет порядка 0,03, а по достижении возраста 1 месяца — 0,1 D.

При оценке зрительного анализатора в неонатальном периоде голову ребенка располагают строго по средней линии. Большинство новорожденных открывают глаза при сосании. Кратковременную фиксацию взгляда можно получить, приблизив яркий предмет на расстояние 30–50 см от поля зрения новорожденного.

Обязательно оценивается движение глаз (симметричность движений), зрачковый, аккомодационный и корнеальный рефлексы, размер и симметричность зрачков. Зрачки новорожденного ребенка должны быть одинаковыми по диаметру и адекватно реагировать на свет.

«Красный рефлекс» с глазного дна вызывается последовательно в обоих глазах; офтальмоскоп (или специальный фонарик) при этом располагается на расстоянии около 20 см от глаз новорожденного ребенка. При отсутствии эквивалентности красного рефлекса возможны страбизм или помутнение оболочек глаза [1, 2].

Мышечный тонус

Оценка тонуса мышц производится в положении на спине. Для дифференцировки между мышечной силой и активным сопротивлением ребенка (нередко ложно расцениваемым в качестве гипертонуса) необходимо 2–3 раза совершить зигзагообразные движения в верхних и нижних конечностях пациента. Это позволяет преодолеть мышечную силу и выявить истинный характер мышечных нарушений. С аналогичной целью проводятся пробы на тракцию верхних конечностей, пробы на мышцы нижних конечностей, шеи и головы [1, 2].

Cухожильные рефлексы

Из сухожильных рефлексов у новорожденных детей легко вызываются коленные. При оценке сухожильных рефлексов у новорожденных детский невролог может пользоваться кончиками указательного или среднего пальцев руки (далеко не все молоточки подходят для этой цели). Сухожильные рефлексы в норме могут сопровождаться клонусоидом стоп.

Поскольку у большинства детей отмечается тенденция к мышечному гипертонусу, сухожильные рефлексы чаще бывают умеренно повышены, особенно в подлоктевой (антекубитальной) ямке, коленях и ахиллесовом сухожилии. Аномально повышенные рефлексы указывают на поражение верхнего двигательного нейрона, а значительно сниженные отмечаются при слабости мышц. Полное отсутствие сухожильных рефлексов характерно для периферической нейропатии (поражение нижнего двигательного нейрона).

Иррадиация коленного рефлекса на приводящие мышцы своей и противоположной сторон может свидетельствовать о пирамидной недостаточности у новорожденного ребенка [1, 2].

Черепные нервы

Пара I (n. olfactorius): обеспечивает реакцию новорожденного на запахи. Его исследование в периоде новорожденности существенно затруднено или практически невозможно. Тем не менее о реакции на запахи могут свидетельствовать гримасы, крик или чихание ребенка в ответ на поднесение к носу пахучих веществ.

Пара II (n. opticus): общее реагирование на яркий световой раздражитель (беспокойство, запрокидывание головы и т. д.). Оценить функции n. opticus можно при осмотре глазного дна (сетчатка, соски зрительных нервов и т. д.). Отсутствие смыкания век на яркий свет указывает на возможное поражение зрительного нерва.

Пара III (n. oculomotorius): иннервирует мышцы век, а также внутренние, верхние, нижние прямые и косые мышцы глаз.

Пара IV (n. trochlearis): обеспечивает иннервацию верхних косых мышц глаз.

Пара VI (n. abducens): иннервирует наружные прямые мышцы глаз.

Экстраокулярные функции пар III, IV и VI оценивают в вертикальном положении и одновременно (комплексно), обращая при этом внимание на реакцию зрачков на свет, их диаметр и равномерность по размеру; расположение и симметричность глазных яблок. Обязательно отмечают наличие следующих нейроофтальмологических феноменов: страбизм (косоглазие), анизокория (различная ширина зрачков), нистагм (физиологический или патологический).

Читайте также:  Коричневая каша на 6 неделе

Пара V (n. trigeminus): иннервация жевательной мускулатуры; этот смешанный нерв непосредственно обеспечивает физиологический акт захвата груди или соски (и сосания). В норме нижняя челюсть располагается симметрично и плотно примыкает к верхней. Оценивается болевая чувствительность в области лица, проверяются корнеальный и конъюнктивальный рефлексы (их выпадение — признак поражения первой ветви). Отсутствие чихания при раздражении слизистой оболочки нижней части носового прохода свидетельствует о поражении второй ветви n. trigeminus. Одностороннее отсутствие или снижение напряжения жевательной мускулатуры указывает на поражение двигательных волокон или их ядра в средней части варолиева моста (рот новорожденного открыт, нижняя челюсть провисает). Симптом Арлекина (неравномерное потоотделение и различия в окраске лица) свидетельствует о патологии вегетативного ядра n. trigeminus.

Пара VII (n. facialis): иннервирует не только мимическую мускулатуру, но также мышцы ушной раковины и черепной крыши. Обеспечивает произвольные движения в различных группах мышц лица. Оценивается симметричность лица, мимика в состоянии покоя и беспокойства. Центральный парез приводит к опущению угла рта, который при плаче перетягивается в здоровую сторону (дополнительные признаки: умеренное истончение губ, ослабление поискового рефлекса, гемипарез); периферический парез характеризуется неполным смыканием глазной щели с сопутствующей асимметрией глазных щелей при плаче (бóльшее раскрытие на стороне поражения) и выраженным перетягиванием рта в здоровую сторону (дополнительные признаки: ослабление поискового и назопальпебрального рефлексов на стороне поражения). Следует дифференцировать повреждения n. facialis от врожденной асимметрии лица (последняя нередко сочетается с асимметрией лицевого скелета и/или черепа).

Пара VIII (n. аcusticus), состоящая из 2 чувствительных нервов – слухового (n. сochlearis) и вестибулярного (n. vestubularis): обеспечивает реакцию на акустические стимулы, а также остроту слуха. Новорожденный должен четко реагировать на звуки. Отсутствие реакции (смыкание век и т. д.) на акустические раздражители позволяет заподозрить врожденные нарушения слуха (тугоухость).

Пара IX (n. glossopharyngeus): иннервирует шило-глоточную мышцу (является смешанным нервом: чувствительные, двигательные, секреторные и вкусовые волокна).

Пара X (n. vagus): передает раздражение с твердой мозговой оболочки, слизистых различных внутренних органов (чувствительные волокна), иннервирует гладкие мышцы респираторной системы, сердца, ЖКТ и других органов (двигательные волокна).

Пары IX и X в норме обеспечивают эффективную координацию глотания жидкой пищи и питья (грудное молоко, смеси, вода и т. д.).

Пара XI (n. accessorius): обеспечивает иннервацию трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц и сопряженные с ними двигательные функции; способствует осуществлению поворотов головы в положениях лежа на спине и/или на животе. Исследуется в ходе поворота головы новорожденного в сторону при стабильной поддержке за противоположное плечо (одновременно следят за сокращением грудино-ключично-сосцевидной мышцы).

Пара XII (n. hypoglossus): иннервирует мышцы языка, а также мускулатуру, обеспечивающую его движения в стороны и вперед в полости рта. Его функция исследуется в ходе наблюдения за процессами сосания и выдавливания молока из груди матери (или из соски) [1, 2].

Основные рефлексы новорожденных

Они являются отражением степени зрелости нервной системы у детей в неонатальном периоде. Рефлексы врожденного неонатального автоматизма сравнительно многочисленны, основные из них представлены в таблице.

Существует целый ряд других рефлексов новорожденных, не столь часто исследуемых неврологами и неонатологами:

  • рефлекс ответа пальцев (в ответ на повторные легкие раздражения со стороны мизинца края кисти, сжатой в кулак, происходит разгибание пальцев и их веерообразное расхождение);
  • нижний хватательный рефлекс (надавливание в области первого межкостного промежутка со стороны подошвы приводит к обхватывающему сгибанию пальцев ноги);
  • рефлекс плаванья (погружение ребенка в воду в положении на животе вызывает ритмичные плавательные движения конечностей и туловища);
  • рефлекс «главных точек» (разновидность поискового рефлекса: раздражение кожи верхней губы с последующим движением пальца исследователя в сторону носа или нижней губы в сторону подбородка или углов рта в сторону ушных раковин приводит к повороту головы ребенка и вытягиванию губ в сторону раздражения);
  • цилиарный рефлекс (легкое прикосновение к векам ребенка приводит к закрыванию обоих глаз);
  • назопальпебральный рефлекс (легкое надавливание на спинку носа индуцирует мигание);
  • супраорбитальный рефлекс (надавливание пальцем на надглазничную область сопровождается миганием);
  • кохлеопальпебральный рефлекс (внезапный шум вызывает мигание, иногда — общее вздрагивание);
  • рефлекс «кукольных глаз» (поворот головы в сторону приводит к движению глаз в противоположном направлении, а опускание головы сопровождается движением глаз вверх) и др. [1, 2].

Особенности неврологического осмотра новорожденных

Начинать осмотр новорожденного желательно во время сна — для объективной и адекватной оценки состояния ребенка в покое. Оптимальным временем для осмотра новорожденных детей считается период, непосредственно предшествующий кормлению, когда они особенно респонсивны к проводимой стимуляции.

После осмотра ребенка в состоянии сна следует стимулировать его пробуждение; при этом стараются вызвать у новорожденного гримасничанье. Для этого достаточно осторожно вызвать раздражение грудной клетки ребенка большим и указательным пальцами исследователя.

При внешнем осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (физиологический, цианотичный, иктеричный), наличие дисморфизма, стигм дизэмбриогенеза, наружных мальформаций, признаков физической травмы, родовых опухолей (кефалогематома), а также на наличие судорожной/пароксизмальной активности (типичной и атипичной).

Cледует обращать внимание на конфигурацию черепа. Обязательно производится пальпация швов и родничков черепа (размеры, напряженность), измерение окружности головы эластичной сантиметровой лентой (этот показатель соотносят с окружностью грудной клетки).

Уровень сознания может варьировать от гипервозбудимости (частый феномен в первые сутки жизни) до летаргии, ступора или комы (последние являются признаками серьезного неврологического повреждения). Адекватными показателями степени угнетения сознания считаются ответные реакции на различные внешние стимулы (зрительные, слуховые, болевые и тактильные). Голосовые реакции у новорожденных сравнительно мало экспрессивны, «диффузны», спонтанны и однотипны. Крик и плач новорожденных – первые признаки доречевого развития.

Сенсорная система новорожденных поддается неврологической оценке хуже, чем мышечная и двигательная. В неонатальном периоде исследуется преимущественно поверхностная болевая чувствительность (нанесение легких уколов в различные участки кожных покровов). Следует помнить, что отдергивание новорожденным конечности от болевого стимула — это местный рефлекторный феномен, который не обязательно указывает на перцепцию боли [1, 2].

  • Студеникин В. М., Шамансуров Ш. Ш. (ред). Неонатальная неврология. М.: Медфорум, 2014. С. 13–34.
  • Студеникин В. М., Шелковский В. И., Акоев Ю. С., Андреенко Н. В., Турсунхужаева С. Ш. Особенности нервной системы и неврологического осмотра новорожденных детей // СВОП. 2010; (4): 20–29.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ

ООО НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва

Неонатальные рефлексы и осмотр новорожденных детским неврологом/ В. М. Студеникин
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2020; Номера страниц в выпуске: 22-25
Теги: нейропедиатрический подход, нервная система, неонатальный период

Экстраокулярные функции пар III, IV и VI оценивают в вертикальном положении и одновременно (комплексно), обращая при этом внимание на реакцию зрачков на свет, их диаметр и равномерность по размеру; расположение и симметричность глазных яблок. Обязательно отмечают наличие следующих нейроофтальмологических феноменов: страбизм (косоглазие), анизокория (различная ширина зрачков), нистагм (физиологический или патологический).

Актуальность и востребованность раннего развития в современном мире безусловна, правда вот результаты неоднозначны. Родители с ранних лет уделяют много времени развитию интеллекта: раннему обучению чтению, запоминания образов иностранных слов, счету, забывая о необходимости развития физического.

Наши дети лишены возможности последовательно и в необходимой мере развивать нейронные связи головного мозга в процессе отработки своих базовых врожденных рефлексов, т.е. ранний рефлекторный опыт у них не получается реализовать «как природой задумано» – скорое отлучение от груди, пеленание, обкладывание подушками, усаживание, фиксирование, ходунки, прыгунки, манежи, кресла и переноски, да мало ли современных гаджетов, мешающих детям нормально развиваться с точки зрения овладения своим телом, отработки рефлексов, формировании полноценной нейронной связи (интеграции рефлекса)?

А что происходит в школах? В школу приходит уже 6-7 летний ребенок, историю развития которого уже трудно восстановить при необходимости коррекционных мероприятий. Меняется наша жизнь, меняется общество, меняются требования, предъявляемые к детям разных возрастов.

Растет количество обращений к специалистам психологам, дефектологам, логопедам, нейропсихологам по проблемам обучения и развития детей, причиной тому многочисленные факторы экзогенного и эндогенного характера.

Коррекционные программы становятся эффективней при индивидуально-ориентированном подходе, но не каждый специалист может позволить себе работать индивидуально, особенно в школах с большим количеством детей.

Работа с рефлекторным опытом ребенка является эффективным методом помощи, который носит индивидуализированный характер и обращается к раннему этапу (фундаменту) в развитии ребенка, на котором строится не только моторное, но и интеллектуальное.

Современные подходы и практика работы нейропсихологов и кинезиологов позволяют диагностировать «неотработанность» того или иного рефлекса и с помощью определенных техник и упражнений помочь ребенку в его гармоничном развитии.

Уникальность метода заключается в том, что проработку рефлексов можно реализовывать на любой стадии развития ребенка. В школе это лучше всего реализовывать в тандеме «психолог-логопед-учитель физкультуры». Разработка единого направления с детьми, требующими внимания и коррекции, может показать хорошие ощутимые результаты.

Первичные рефлексы: рефлекс Моро, верхний и нижний хватательные рефлексы, поисковый глотательный и сосательный рефлексы, ассиметричный шейный тонический рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, автоматическая реакция (защитный рефлекс), шейная выпрямляющая реакция, рефлекс автоматической походки, спинальные рефлексы (Галанта и Переса) – проходят определённые этапы развития: возникают, живут, используются и активируются снова и снова, оформляются, смещаются на следующий этап в развитии движений, исчезают, оставляя сформированные паттерны движений, которые в дальнейшем будут автоматизироваться и совершенствоваться.

Что происходит, если рефлекс не был активизирован или не прошел какой-то из этапов развития? У ребенка появляются проблемы и трудности на физиологическом и психо-эмоциональном уровне:

Проблемы и трудности ученика

Коррекция проводиться через опыт рефлекторного движения и упражнения

На физиологическом уровне

На психо- эмоциональном уровне

Трудно держать рот закрытым, гиперсаливация, проблемы с дыханием, слабость позы: ребенок ложится на стол, переминается с ноги на ногу, сгибается во время сидения; проблемы с речью, поверхностное дыхание, снижена концентрация внимания, низкая помехоустойчивость, кривошея

Трудности с опорой на самого себя, доверие к себе и к миру, неверие в свои силы, трудности с принятием ответственности, пугливость, сниженная стрессоустойчивость

Стимуляция органа равновесия за счет движения головы во все стороны с открытыми и закрытыми глазами, гимнастика мозга

верхний и нижний хватательные рефлексы

Синкенизии кистей рук при двигательной активности, напряженная кисть во время письма, трудности с опорой на открытые ладони, гипо- или гипертонус в ногах и руках, бег на цыпочках

Жадность/транжирство, опускание/удерживание в отношениях, зависимость/созависимость

Стимуляции конечностей при помощи предметов и материалов, массажи, гимнастика мозга

поисковый глотательный и сосательный рефлексы

Скрежет зубами, речевые трудности, гиперсаливация, рвотный рефлекс

Грызут ногти, ручки, карандаши, ластики и проч., пищевые трудности, «малоежки»/зависимость от еды, нарушение критичности, трудности с дифференциацией плохого/хорошего, пригодного/вредного

Массаж лица, осознанная еда, гимнастика мозга

ассиметричный шейный тонический рефлекс

Нарушение координации «глаз-рука», трудности с автоматизацией навыков письма и чтения, недостаточное восстановление после сна, нарушение координации «лево-право», трудности в усвоение навыков езды на велосипеде и плавания

Неуверенность в принятии решения, неуверенность в системе норм и ценностей, проблемы с самостоятельностью, сложности с установлением границ, дефицит уважения самого себя и других, неуравновешенность процессов давать/брать, автономия и вовлеченность, сложность с пониманием «чего я хочу»

Стимуляция органа равновесия при повороте головы справа на лево, при одновременном сгибании рук и ног, гимнастика мозга

симметричный шейный тонический рефлекс

Разбалансировка «верх-низ», трудности удержания вертикального положения тела (горбиться, ложиться на стол, качается на стуле), проблемы со спиной, втягивают шею, пропущен этап ползания

Хитрый или робкий, делает все не так (не к месту, не вовремя), трудности с началом чего-то нового, клоуничание

С использованием гимнастики мозга и при стимуляции органа равновесия при подъеме и опускании головы

лабиринтный тонический рефлекс

Проблемы с дыханием (прерывистое, со свистом), затруднения при движении глаз, астигматизм, расходящееся косоглазие, боли в области шеи, бедер

«Я-победитель», много злости, агрессии/все время сдается, отсутствие аутентичности

Гимнастика мозга, гравитационная стимуляция

автоматическая реакция (защитный рефлекс)

Трудности с постановкой руки при письме

Свобода выбора, дефицит уверенности

Пальчиковая гимнастика, эспандеры, гимнастика мозга

шейная выпрямляющая реакция

Сложность поддержания позы в положении сидя

Жесткость, ригидность/чрезмерная мягкость, флексибильность, нет понимания, когда остановиться, а когда идти до конца, низкая мотивация к обучению

Катания, игры в одеяле, гимнастика мозга

рефлекс автоматической походки

Особенность походки (носоки или тяжелая поступь), плоскостопие, завал стопы

Пойти вперед или отступить, готов ли я использовать свои возможности и потенциал

Упражнения с отработкой баланса походки, массаж, гимнастика мозга

спинальные рефлексы (Галанта и Переса)

Нервность, излишняя подвижность, не любят тесную одежду, боятся щекотки, сложности с контролем мочевого пузыря, невнимательность при слушании, ассиметрия осанки, проблемы пересечения срединной линии тела, мнестические трудности, трудности перехода со строчки на строчку при чтении

Трудно подчиняться дисциплине и контролю, не признают авторитетов

Массаж спины, поясницы, гравитационные упражнения, гимнастика мозга

Важно учитывать и постуральные рефлексы (при необходимости их описание можно добавить). Однако важной мыслью работы является то, что к 6-7 годам организм ребенка сформирован определённым образом, обработанность того или иного рефлекса можно установить и скорректировать, построив систему занятий нескольких специалистов (классного руководителя, психолога, логопеда, учителя физической культуры), учет данных особенностей в работе с детьми даст результаты незамедлительно:

  • Устойчивость и концентрация познавательных процессов;
  • Профилактика утомляемости;
  • «Усадка» класса;
  • Коррекция детей, неготовых к обучению

Массаж спины, поясницы, гравитационные упражнения, гимнастика мозга

Хватательный рефлекс грудничка – это филогенетический древнейший механизм. Умение удерживать в ручках предметы первоначально ведет в мир игр, а потом малыш учится самостоятельно кушать. Хватательный рефлекс – врожденный. К годовалому возрасту данный рефлекс становится осознанным и превращается в координированное и осознанное действие. В данной статье предлагаем ознакомиться с этапами развития рефлекса, выявить причины слабого или отсутствующего рефлекса.

Первый этап

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденного? Как уже было написано выше, это врожденная реакция. С самого рождения и до года рефлекс трансформируется в осознанное действие, и всего имеется 4 этапа.

Читайте также:  На какие гормоны нужно сдать анализы после 40 лет женщине

Первый этап длится от 0 до 2 месяцев и выявляется очень просто. Врач или родители при нажатии пальцем на ладошку малыша должны почувствовать, как его ладонь сильно сжимается вокруг пальца. И эта неосознанная реакция – хватательный рефлекс.

На протяжении длительного периода ладошки малыша сжаты в кулачки. Но со временем проснется любознательность, и ребенок начнет их разжимать и вновь сжимать.

Уже на первом этапе некоторые малыши стараются осознанно ухватить ручками все, что попадается в поле их зрения.

Второй этап развития

Данный этап развивается в трехмесячном возрасте ребенка. В это время малыш еще точно не знает, что ему нужно, но уже пытается играть с игрушками, дотянуться до предметов. В этот период развивается не только хватательный рефлекс, но и координация движений, органы зрения.

С трехмесячного возраста малыша родителям могут порекомендовать повесить над кроваткой малютки разноцветную игрушку так, чтобы он мог ручками до нее дотягиваться. Еще можно играть в закрывание лица, и малыш в скором времени начнет повторять эти движения.

Третий этап

Длится с четырех до восьми месяцев. На данном этапе малыш будет еще не очень ловко, но уже более уверенно удерживать в ручках небольшие предметы и игрушки. Стоит обратить внимание на то, что ребенок развивается, у него просыпается любознательность, и предметы, предоставляющие для него опасность, должны быть вне зоны досягаемости.

В восьмимесячном возрасте кроха должен более качественно и скоординировано держать предметы в руках.

Четвертый этап развития хватательного рефлекса

С девяти месяцев и до года ребенок будет довольно крепко удерживать предметы, цепкость станет сильнее, и родителям придется с усилием забирать из рук предметы, которые брать нельзя.

К году вопрос с хватательным рефлексом у ребенка должен быть почти решен. К своему первому дню рождения малыш должен уметь брать предметы как правой, так и левой рукой.

Развитие рефлекса

Без посторонней стимуляции в развитии рефлекса хватания могут возникнуть сложности. Родители должны помогать ребенку учиться брать и держать предметы.

Первое, что нужно сделать, – это вызвать интерес к предмету. Купите погремушки с тонкой ручкой, детскую яркую ложку. Давайте предметы не прямо в ручку, а с расстояния, чтобы малыш за ними тянулся, прилагал усилия.

На первом этапе разжимайте кулачки крохи, вкладывайте в ладонь свои пальцы.

С года нужно способствовать развитию мелкой моторики. Для этого в ручки ребенку нужно давать кусочки яблок, хлебную корочку, печенье, учить держать ложку и правильно ей орудовать. Под надзором разрешите покрутить в ручках пластилин, попробуйте вместе что-либо из него слепить. Развить хватательный рефлекс очень просто, но для этого нужно прилагать некоторые усилия, а не надеяться, что со временем малыш сам всему научится.

Если заметна вялость реакции, или она ослабленная, то стоит посоветоваться с педиатром.

Когда реакция слабая

Слабый хватательный рефлекс у малыша может быть заметен до двухмесячного возраста, и это нормально. Если же слабость длится намного дольше, то и это не повод бить тревогу. Возможно, крохе необходима посильная помощь со стороны взрослого человека.

Вызывайте интерес к предметам, круговыми движениями большого пальца делайте массаж ладошек ребенку.

Но все же стоит обратиться к педиатру с вопросом о слабом рефлексе. Врач выявит причины такового сбоя, назначит необходимые массажные курсы, физиотерапию или даже медикаментозную терапию.

Отсутствие рефлекса

Когда отсутствует хватательный рефлекс, паниковать не стоит, это не поможет малышу его развить. Причиной отсутствия рефлекса может быть вовсе не нарушение в нервной системе или прочие заболевания, а слабый мышечный тонус.

Помочь справиться с проблемой может несложный массаж, который легко сделать самим родителям, даже без профильного образования.

Массаж нужно скомбинировать с занятиями с ребенком. Привлекайте его интерес к предметам. Например, поможет игра во время еды в самолет. Ложку подносите ко рту малыша, а потом немного ее отодвигайте. Малыш начнет тянуться ручками за ложкой, будет ее хватать и тянуть в рот. Лечение не занимает много времени, и при правильном подходе уже в скором удастся избавиться от проблемы.

Занятия для развития рефлекса

При полном отсутствии хватательного рефлекса у новорожденного или при слабом нужно стараться его развить. Для того чтобы мышцы малыша стали работать, как надо, придется некоторое время заниматься с ребенком не только во время бодрствования, но и во время сна. Предлагаем рассмотреть несколько простых упражнений, которые помогут развить хватательный рефлекс.

  • В то время, пока кроха спит, его кулачки будут сжаты слабо, именно сейчас нужно заняться развитием рефлекса. Вложите свой палец сначала в одну ладонь, ребенок начнет непроизвольно сжимать кулачок, удерживая в нем попавший предмет. Далее палец переместите в другую ручку и опять дождитесь хорошей ответной реакции. Такие манипуляции нужно проделывать каждый раз, когда малыш будет засыпать.
  • Разогните большой пальчик малыша, придерживайте его своим большим пальцем, чтобы он не загибался обратно. Остальными обхватите другие пальчики ребенка, круговыми движениями разминайте в левую сторону. Далее каждый пальчик по очереди то сгибайте, то разгибайте.
  • Разогните все пальчики малыша, при помощи большого пальца своей руки сделайте массаж круговыми движениями. Можно поиграть в «Сороку-ворону», эта игра тоже хорошо помогает развить хватательный рефлекс.
  • Подвесьте игрушки над кроваткой, все они должны быть в зоне досягаемости, но малыш должен проявить ловкость и силу, чтобы дотянуться до них и схватить.
  • Играйте с малышом в погремушки, трясите их перед ребенком, он должен проявить интерес, пытаться взять яркую вещь самостоятельно. Не вкладывайте погремушки в ручки малыша, он должен их хватать.

Если к третьему месяцу жизни малыш еще не хватает игрушки, не старается их удержать, то это может быть свидетельством гипотонуса или гипертонуса мышц. Пускать его развитие на самотек нельзя, нужно обратиться к врачу.

Когда реакция не угасает

Как уже было написано ранее, врожденный рефлекс должен со временем трансформироваться в осознанные движения. Если по достижении малышом пятимесячного возраста автоматическая реакция не угасает, нужно срочно обращаться к специалисту, ведь это может свидетельствовать о нарушении в нервной системе и спинном мозге.

Время обратиться к педиатру

Случается, что у малышей совершенно отсутствует врожденный рефлекс хватания. Мы рассказали, какие нужно проводить мероприятия для его развития и про необходимость массажа. Если же процедуры не помогают, и хватательный рефлекс у ребенка так и не появляется, нужно незамедлительно обращаться к доктору.

Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.

Если к девятимесячному возрасту кроха так и не научился удерживать самостоятельно предметы, брать их, то нужно проконсультироваться со специалистом. Скорее всего, потребуется массаж и прочие процедуры.

Если малышу нет и пяти месяцев, а он так и не начал хватать предметы, то это тоже недобрый знак. Норма такого развития – недоношенность, но после пяти месяцев кроха в развитии должен догнать сверстников.

Как только малыш начинает проявлять интерес к предметам, помогайте ему поддерживать такую любознательность. Если отбирать понравившуюся вещь (конечно, если она не опасна), то этот интерес к изучению мира может угаснуть. При первых попытках ухватить вещь, стимулируйте малыша, помогайте ему, вызывайте интерес.

Заключение

Отсутствие или слабость одного из рефлексов, в том числе и хватательного, не сигнализирует о наличии серьезных нарушений в развитии или заболеваниях. У малышей имеется множество рефлексов, и отсутствие или слабость нескольких из них – это повод для беспокойства. Если вас не тревожит хватательный рефлекс, то обратите внимание на работу остальных:

  • Сосательный рефлекс – один из самых важных, без него ребенку сложно выжить. Если вложить в рот малышу соску, бутылочку или грудь, то малыш должен начать активно сосать.
  • овый рефлекс. Проверить нормальную работу этой реакции просто: нужно пальцем легонько дотронуться до щечки младенца. Нормальная реакция – это поворот головы малыша в сторону щечки, до которой дотронулись, и неважно, спит малыш или бодрствует.
  • Защитная реакция. Положите ребенка на животик, он должен не упереться лицом, а развернуть головку с сторону, чтобы можно было спокойно дышать.
  • Абдоминальный рефлекс. Просто легонько пощекочите животик крохи справа от пупочка, в ответ последует реакция – сжатие левой ножки и ручки.
  • Рефлекс Галанта. Когда ребенок лежит на животике, пощекочите область поясницы, малыш должен будет приподнять таз и подогнуть ножку.
  • Рефлекс ползания. Лежащий на животе ребенок должен пытаться ползти, подставьте под пятки руки, и малыш начнет активно отталкиваться.
  • Прочие рефлексы: парения, тонический лабиринтный, сигнальный, подтягивания, опорности рук, автоматическая походка, туловищная выпрямительная реакция, перекрестного сгиба ножек.

Все эти рефлексы проверяют педиатры, и если обнаружится отсутствие каких-либо в совокупности с хватательным, врач назначит обследование.

Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.

Врожденный рефлекс задержки дыхания помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году — до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Кроме того, у ребенка существует Плавaтельный рефлекс и еще много любопытных свойств, наделенных природой. Читаем про это далее.

Рефлекс — (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

овый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум — трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Кроме того, у ребенка существует Плавaтельный рефлекс и еще много любопытных свойств, наделенных природой. Читаем про это далее.

http://stranakids.ru/bezuslovnye-refleksy-novorozhdennykh/http://www.lvrach.ru/2020/01/15437473http://www.b17.ru/article/68297/http://fb.ru/article/395043/hvatatelnyiy-refleks-ponyatie-opredelenie-norma-i-patologiya-vyiyavlenie-problem-neobhodimoe-lechenie-i-fizprotseduryihttp://www.stena.ee/blog/refleks-dajvera-i-drugie-vrozhdennye-sposobnosti-mladentsev

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.

Оцените статью
Воспитание и рождение детей - лучшие советы маме