Попробуйте так : к имена существительным женского рода можно добавить слова «она, моя»; к именам существительным мужского рода — «он, мой» ; к существительным среднего рода — «оно, моё». А если уж совсем проще, то можно, называя существительное, спросить ребёнка : это мальчик или девочка? Парта — девочка, значит, женский род. Кусок — мальчик , значит, мужской род. Облако — не то и не то, значит, средний род.
Попробуйте так : к имена существительным женского рода можно добавить слова «она, моя»; к именам существительным мужского рода — «он, мой» ; к существительным среднего рода — «оно, моё». А если уж совсем проще, то можно, называя существительное, спросить ребёнка : это мальчик или девочка? Парта — девочка, значит, женский род. Кусок — мальчик , значит, мужской род. Облако — не то и не то, значит, средний род.
Речь детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех ее компонентов: фонетика — фонематического, лексического и грамматического. Для грамматического строя речи таких детей характерно неумение образовывать новые формы слов, неправильное употребление окончаний, неточное использование или отсутствие в речи предлогов. Такой аргамматизм, как отсутствие правильного согласования прилагательных (числительных) с существительными в роде и числе, прослеживается при ОНР у всех детей без исключения. Думается, наличие этого аграмматизма в совокупности с фонетика — фонематическим недоразвитием можно использовать диагностический признак ОНР. При этом согласование слов женского рода единственного числа, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода («небо голубая» вместо небо голубое), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множественного числа («флажки желтый» вместо флажки желтые). Я хочу вас познакомить с приемами работы, позволяющие устранить характерные, для детей с ОНР аграмматизм. На чисто практическом уровне дети сначала учатся различать род и число существительных, а затем у них развивается умение изменять окончание прилагательных, согласуя их с названием предмета. И так, нижеизложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание. Опыт показывает: работа по устранению данного аграмматизма будет результативной, если дети освоят следующую часть системы родного языка.
1-е звено
- Определение рода существительного в единственном числе.
- Определение числа (множественного) имени существительного.
2-е звено
- Определение окончания (числительного) свойственному слову — признаку данного рода.
- Определение окончания прилагательного, свойственного форме множественного числа.
При сложившейся практике работа по развитию у детей умения правильно согласовывать слова — признаки с существительными, начинается сразу со 2-го звена, т.е. от ребенка требуется, чтобы он правильно нашел окончание слова — признака, не давая ответа, почему именно это окончание надо употребить в конкретном случае.
Предлагаемая ниже методика предлагает последовательную работу над устранением данного аграмматизма, начиная с 1-го звена, дети включаются сначала в эту часть системы, а затем последовательно переходят к освоению 2-гозвена системы. При этом нужно, чтобы они определяли категорию рода понятиями мужской, женский, средний род, а также категории числа как единственное, множественное число.
Методика учитывает и то, что многие дети с ОНР не могут даже отраженно повторить за логопедом правильную форму слова — признака (особенно дети со сниженным интеллектом). Например, при просьбе повторить слово «красный» дети говорят вошедшее в привычку «красны». Делают паузу, затем добавляют звук «й». А некоторые дети, при сохранном звуке «й», — ный.
Предлагаемая методика позволяет не только устранить данный аграмматизм в устной речи детей с ОНР, но и предупредить их на письме, подготовить их к успешному усвоению правил правописания в школе, так он создает базу для правильного определения категории рода.
Сроки работы по данной методике с детьми разного уровня интеллектуального развития разные (при ОНР на фоне ЗПР эта работа будет длительной за счет трудностей на всех этапах обучения). Итак, всю работу по обучению детей правильному согласованию слов — признаков с существительными в роде и числе можно разделить на 3 этапа.
1-й этап — подготовительный.
Задачи: — Учить детей соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительные множественного числа с местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
— закрепить слитное произнесение сочетаний типа — най, — мый, и других, а также слов, заканчивающихся на «й» отраженно.
На этом этапе работа ведется с помощью предметных картинок и игрушек в такой последовательности:
— Первоначальна попросить детей посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые их окружают (кукла, машинка). Далее объясняется, что все названия предметов, все эти слова можно разделить на несколько групп. А чтобы предметы разделить на группы, к их названию нужно научиться подбирать подходящее слово: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
— Сначала картинки раскладываются на две группы по заданному образцу: «Вот груша. Слово груша можно заменить словом ОНА. Предметы, о которых мы говорим ОНА, будут составлять первую группу. А вот мяч — это слово можно заменить словом ОН. Предметы, о которых мы говорим ОН, будут составлять вторую группу».
Подобная работа идет с существительными среднего рода (ОНО). И только после того, как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (ОН, ОНА, ОНО), добавляется четвертая группа. Сначала объясняется, что когда предметов не один, а два и больше ( несколько шаров), то про эти предметы можно сказать ОНИ.
Первый этап работы создает базу для дальнейшей полноценной работы по устранению данного вида аграмматизма, в перспективе устраняет возможность ошибок у детей при определении рода и числа. Только после такой подготовительной работы можно переходить ко второму этапу, то есть непосредственно к обучению правильному согласованию прилагательных с существительными.
Задача: — Обучить детей правильному согласованию слов.
Последовательность работы на этом этапе следующая:
— Перед детьми выставляются две группы картинок (ОН, ОНА). Сначала берется картинка из группы предметов «ОНА» (тарелка). Тарелка, она какая? С детьми выясняется, что на конце слова «какая» слышится «йа» и объясняется, что полоса — это слово, а в конце написана буква «я», то есть в слове какая на конце слышится «йа». Нужно детям запомнить эту букву, затем помещается полоска бумаги с буквой «я» под картинку группы «ОНА». Такая же работа проводится с группой предметов «ОН» и буквой «й».
Только после того, как дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного, картинки этих двух групп можно показать вперемешку. Такой прием позволяет детям лучше освоить систему согласования. Когда дети усвоят правильное согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода, добавляется группа картинок «ОНО», «ОНИ» и работа проводится аналогично.
Итогом работы второго этапа будет способность детей, глядя на картинку (игрушку) и давая определение предмету, правильно согласовывать прилагательные с существительными без предварительного деления слов на группы и использования условно — графической системы.
Задача: Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
— Сначала отрабатывается название цветов. Используются прилагательные всех родов и чисел. Затем с помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные. Здесь уместны игры типа «Скажи, какой», бросается мячик ребенку и говориться: «Блюдце из фарфора», ребенок, поймав мяч, дает ответ: «Блюдце фарфоровое» и посылает мяч обратно. Далее можно переходить к упражнениям, в которых решаются такие задачи:
— закреплять навык правильного согласования прилагательных с существительными;
— уточнять и расширить словарный запас;
— развивать связную речь детей.
Далее предлагается поработать над схемой натуральных предметов (игрушек).
Примерная схема описания:
Назвать предмет (это яблоко)
- Цвет (оно красное)
- Величина (маленькое)
- Материал (-)
- На ощупь (твердое, гладкое)
- Форма (круглое)
- На вкус (сладкое, вкусное)
- Другие особенности (ароматное, сочное)
При составлении описания, дети могут использовать пальчики, загибая их по одному на каждый признак. Важно в конце третьего этапа является работа по пересказу детьми небольшого рассказа, заучивание стихотворения и загадок, насыщенных прилагательными. Например:
- Черемуха.
- Черемуха душистая,
- Развесившись, стоит.
- А зелень золотистая
- На солнышке горит.
- Круглый, снаружи зеленый, внутри красный, на вкус сладкий (арбуз).
Дети должны на только отгадать загадку, но и повторить характеристику данного предмета.
После проделанной работы по обучению детей правильному согласованию прилагательных с существительными в роде и числе, уже не требуется отдельных специальных занятий по обучению согласованию порядковых числительных с существительными, проведенная работа с прилагательными — антонимами создает хорошую базу для усвоения детьми наречий с противоположным значением (высоко — низко, громко — тихо).
Итак, выше изложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание.
— закреплять навык правильного согласования прилагательных с существительными;
Средний род существительных — это постоянный грамматический признак слов с окончанием -о, -е, сочетающихся с местоимениями «оно», «моё».
Узнаем, что такое средний род существительных в русском языке. Определим, как выяснить средний род существительных по морфологическим и синтаксическим признакам.
Что такое средний род существительных?
Средний род существительных — это чисто грамматическая категория, которая не соотносится по значению с половой принадлежностью лица, как например у одушевлённых имён существительных женского и мужского рода:
- девушк а , тёт я (ж. р.)
- мужчин а , юноша (м.р.)
В русском языке средний род имеют слова с предметным значением, у которых в начальной форме именительного падежа единственного числа с твердой или мягкой основой можно выделить типичные окончания -о или -е:
- молок о
- озер о
- стад о
- счасть е
- гор е
- извести е
Как правило, к существительным среднего рода принадлежат неодушевлённые имена существительные. Только небольшая группа слов являются одушевлёнными именами:
- существо
- насекомое
- животное
- дитя
Как определить существительное среднего рода?
У многих имен существительных категория среднего рода имеет грамматический характер. Средний род можно определить морфологически по окончанию и синтаксически по сочетаемости со словами других частей речи.
Категория среднего рода выявляется по грамматическим признакам слова в начальной форме именительного падежа единственного числа.
Помним, что в форме множественного числа существительного род не определяется.
1. Средний род выявим у слова с предметным значением, имеющим в форме единственного числа характерное окончание -о или -е:
- добр о
- гнезд о
- оконц е
- ненасть е
2. Средний род определяется с помощью слов-указателей — местоимений «оно», «моё»:
- оно, моё крыльц о
- оно, моё лукошк о
- оно, моё побережь е
- оно, моё сознани е
3. Средний род существительного можно выяснить по его согласованию с именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые принимают грамматическую форму имени и имеют такие же окончания или -ое/-ее.
Понаблюдаем:
- полн ое ведр о
- втор ое здани е
- наш е сообщени е
- блестящ ее завершени е
В предложении существительное среднего рода согласуется с глаголами прошедшего времени.
Мне пришл о сообщени е от друга.
Разносклоняемые существительные среднего рода
В русском языке категорию среднего рода имеют разносклоняемые существительные с конечным буквосочетанием -мя и одушевлённое существительное «дитя».
- высокое пламя;
- быстротекущее время;
- незнакомое племя;
- веселое дитя.
Несклоняемые существительные среднего рода
В лексике русского языка великое множество заимствованных слов. Как определить их родовую принадлежность? Чтобы понять, какой род имеет заимствованное слово, и правильно употребить его в своей речи, сначала определяем, одушевлённое оно или неодушевлённое.
Одушевлённые имена существительные, как правило, называют лица мужского или женского пола, а также птиц и зверей, которые в общем значении безотносительно к самцу или самке имеют мужской род:
- атташе, конферансье, рефери (м. р.);
- леди, фрау, мадам (ж. р.);
- кенгуру, пони, какаду (м. р.).
Слово «жюри», хотя обозначает судей, как собирательное существительное имеет категорию среднего рода:
- справедливое жюри;
- наше жюри.
В русском языке большинство неодушевлённых заимствованных существительных имеют категорию среднего рода:
- красивое трюмо;
- модное пальто;
- важное коммюнике;
- оригинальное бра;
- свирепое цунами.
Хотя отметим, что существует ряд заимствованных лексем, род которых определяется по родовому слову:
- знойн ый сирокко (ветер);
- солён ый сулугуни (сыр);
- полезн ая киви (ягода);
- оживлённ ая авеню (улица).
Поговорим о родовой принадлежности заимствованного слова «кофе». В литературном русском языке это неодушевлённое существительное имеет мужской род:
- ароматн ый кофе;
- бразильск ий кофе.
Это можно понять, если учесть, что рассматриваемое слово использовалось в устаревшей форме мужского рода «кофий», а также в сознании говорящих оно ассоциируется со словосочетанием «бодрящий напиток».
В разговорной речи допустимо его употребление как слова среднего рода.
В случае, если определение рода несклоняемого существительного вызывает затруднение, обращаемся к словарям.
- девушк а , тёт я (ж. р.)
- мужчин а , юноша (м.р.)
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
- СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
- НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).
Одушевленные и неодушевленные
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
- НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).
Число имён существительных
- ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
- МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
- МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
- ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
- СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
- ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
- Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
- Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
- Именительный падеж (есть) кто? что?
- Родительный падеж (нет) кого? чего?
- Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
- Винительный падеж (вижу) кого? что?
- Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
- Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
- К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями-А, -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Как помочь детям учить буквы?
Как научить ребенка читать по слогам?
Подборка правил: местоимение
Подборка правил: имя числительное
Как писать сочинение по русскому языку
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
добрый день. Мой сын родился в срок (28 мая), экстренное кесарево. Тяжелая гипоксия. Состояние было крайне тяжелое, наглотался мекония, в легких меконий, 22 дня на ИВЛ, на больших дозах адреналина. 14 июля нас наконец-то перевели в патологию с реанимации. Диагноз БЛД, ЛГ. Мозги ребёнку сохранили. Теперь нам надо набрать вес, чтобы утерянный объём легких восстановить и одышку убрать. Кушаем сейчас 6 раз в сутки по 140 мл. Ребёнок кормится через зонд все это время. Ещё в реанимации начали пробовать кормить с соски,сначала со шприца, потом с бутылки. Первые дни в патологии высасывал с бутылочки до 50 мл, в основном 30-40 каждое кормление. Остальное через зонд. Постепенно начал от соски отворачиваться, на данный момент бутылку не берет( пробовали уже разные соски), кричит. Грудь две недели назад ещё брал, сосал по чуть-чуть, сейчас тоже сразу в крик, когда предлагаю. Врач говорит, что надо ждать , когда он сам начнёт сосать, а пока кормить через зонд. Ребёнку уже третий месяц, что делать в такой ситуации: кормить через зонд, но ведь надо как -то приучать ребёнка кушать самостоятельно? Зонд ещё не снимают. Я в отчаянии, подскажите, пожалуйста, как правильно сделать, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. Спасибо большое заранее
добрый день. Мой сын родился в срок (28 мая), экстренное кесарево. Тяжелая гипоксия. Состояние было крайне тяжелое, наглотался мекония, в легких меконий, 22 дня на ИВЛ, на больших дозах адреналина. 14 июля нас наконец-то перевели в патологию с реанимации. Диагноз БЛД, ЛГ. Мозги ребёнку сохранили. Теперь нам надо набрать вес, чтобы утерянный объём легких восстановить и одышку убрать. Кушаем сейчас 6 раз в сутки по 140 мл. Ребёнок кормится через зонд все это время. Ещё в реанимации начали пробовать кормить с соски,сначала со шприца, потом с бутылки. Первые дни в патологии высасывал с бутылочки до 50 мл, в основном 30-40 каждое кормление. Остальное через зонд. Постепенно начал от соски отворачиваться, на данный момент бутылку не берет( пробовали уже разные соски), кричит. Грудь две недели назад ещё брал, сосал по чуть-чуть, сейчас тоже сразу в крик, когда предлагаю. Врач говорит, что надо ждать , когда он сам начнёт сосать, а пока кормить через зонд. Ребёнку уже третий месяц, что делать в такой ситуации: кормить через зонд, но ведь надо как -то приучать ребёнка кушать самостоятельно? Зонд ещё не снимают. Я в отчаянии, подскажите, пожалуйста, как правильно сделать, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. Спасибо большое заранее
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1734834-kak-nauchit-rebenka-razlichat-rod-suschestvitelnyh.htmlhttp://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623662/http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/sredniy-rod.htmlhttp://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/http://klubkom.net/posts/169659
Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.